Как утрамбовать грунт своими руками?
Строительство домов Представить любой строительный процесс без применения щебня довольно сложно. Его используют при создании фундамента, замешивании бетонного раствора, формировании садовых
Строительство домов
Представить любой строительный процесс без применения щебня довольно сложно. Его используют при создании фундамента, замешивании бетонного раствора, формировании садовых дорожек, организации ландшафтного дизайна, прокладке подъездных путей и автотрасс. В статье речь пойдет об основах уплотнения щебня.
Содержание:
Продукт дробления горных пород применяют для обустройства так называемой подушки, которая выполняет следующие функции:
- выравнивание основы перед дальнейшими работами;
- придание твердости слабонесущим грунтам;
- защита строений от негативного воздействия влаги;
- увеличение стойкости под высокими нагрузками.
В любом случае, качество щебеночного основания напрямую зависит от физико-технических показателей материала. Определить по внешнему виду характеристики не получится, они указываются в сопровождающих документах, сертификатах.
Разновидность щебня
Этот сыпучий материал производится путем прохождения валунов через дробильное оборудование. На выходе получают камень различной фракции от 0*5 до 40*70 мм. Размер определяет сферу применения. Для бытового строительства в основном используют щебень 5*20 и 20*40 мм.
Тип строительного материала бывает:
- гранитным. Он характеризуется высокой природной прочностью и способностью выдерживать разнонаправленные нагрузки;
- известняковым. По твердости практически не уступает гранитному щебню. Однако стоит гораздо дешевле. Прекрасно подходит для возведения жилья;
- шлаковый. Такой материал получают из отходов металлургического производства. Стоимость намного ниже вышеперечисленных типов гравия. Но из-за вредных примесей в его составе, сфера применения довольно ограничена;
- вторичным. Щебень производится из отходов строительства (обломков кирпича, асфальта или бетона). Конечно, вторичная переработка материала не отличается высокими показателями, в связи с чем подходит не для всех видов работ.
Перед покупкой, следует обратить на такой параметр как лещадность. Большой процент содержания зерен пластинчатой формы значительно снижает прочность готовой основы при строительстве объектов любого назначения. Поэтому чем ниже этот параметр, тем лучше.
Коэффициент уплотнения щебня
При самостоятельном строительстве каждый сталкивался с такой проблемой, как нехватка или излишек материала. Умение рассчитать необходимое количество – важный аспект любого процесса. Для бытовых нужд зачастую используют средние величины.
Чтобы вычислить объем необходимо знать:
- требуемую толщину подушки после трамбовки. Обычно данный показатель равен 0,2 или 0,25 м;
- уплотнение щебня трамбовкой коэффициент уплотнения – 1,3. Параметр верен для большинства фракций, уплотненных посредством механизированных средств;
- удельный вес насыпного материала, который указывается в сертификате. Для удобства расчета возьмем вес в 1,5 т/м. куб, характерный для обычного щебня.
Итак, зная все составляющие уравнения, производим расчет материала для 1 квадратного метра укладки: 0,25х1,3х1,5=0,4875 т.
Как и в любых вычислениях, полученный результат округляется в большую сторону. Значит для засыпки 1 кв.м. площади слоя щебня толщиной в 25 см понадобится 490 кг. Ну а рассчитать объем для 10-20 кв. м. уже будет намного легче.
Зачем нужно уплотнение щебнем основания
Вопросом об уплотнении задаются все новички в строительном деле. Ведь по идее камень сам по себе прочный материал и вполне достаточно его разровнять и можно переходить к следующему этапу работ. Однако все не так просто.
- Щебень получают путем дробления, в процессе которого грани зерен приобретают свободную форму. При засыпке материала между каждым элементом образуются воздушные пустоты, снижающие уровень сопротивления под нагрузками.
- Плотное прилегание отдельных фрагментов снижает риск их «хождения». Ведь после уплотнения грунта щебнем пустоты исчезают или значительно сокращаются в объемах. Таким образом, создается дополнительный запас прочности фундамента.
- В качестве исключения можно рассмотреть скалистый грунт, служащий основой для строительства. В этом случае вполне достаточно выполнить разравнивание щебеночной насыпи для последующих работ: укладки плитки, заливки бетонной смеси и т.д.
- В других условиях гравий должен не просто лежать на грунте, а быть утрамбованным, образуя единую плоскость. Плотное заполнение пространства между зернами частичками почвы придаст необходимую монолитность.
- Толщина уплотненного слоя может быть различной от 50 до 250 мм. Коэффициент запаса на уплотнение щебня определяет последующая нагрузка на основание (проезжающий автотранспорт, пешеходы, вес строения и т.д.).
- Отдельной строкой можно выделить расклинцовку щебеночного основания. Метод заключается в нескольких этапах – использовании гравия разных фракций. Сначала берут крупный материал и утрамбовывают, затем насыпают щебень меньшего размера и снова уплотняют, последним слоем выступает мелкофракционный материал и проводят окончательную укатку поверхности.
Уплотнение щебня ручной трамбовкой
При отсутствии специального вибрационного оборудования, народные умельцы используют средства изготовленные собственноручно. Конечно, при таком уплотнение необходима хорошая физическая подготовка. Ручная трамбовка актуальна при небольших объемах работ.
- Существует масса вариантов как сделать приспособление. Из них самым примитивным выступает брус 100х100 мм. Можно взять древесину и с большим сечением, таким образом, увеличив охватываемую для уплотнения площадь.
- Длина бруса подбирается исходя от удобства использования, чаще за основу берется грудь человека. Нижний торец инструмента подбивается оцинкованным листом. В верхней части с двух сторон монтируют ручки из деревянных колышков или металлических прутьев.
- Способ работы довольно прост. Брус поднимается за ручки до максимальной высоты и с силой опускается на щебеночное основание. Многократное повторение данных движений в определенном направлении, приведет к желаемому результату.
- Если у рачительного хозяина имеется оголовок из металла, то его фиксируют к более тонкой деревянной основе, например бревну. Приспособление станет значительно легче, а значит, и трамбовка пойдет «веселее».
- Более прочной конструкцией обладает устройство, изготовленное полностью из металла (стойка и подошва). Правда этот материал создает большую вибрацию, которую дерево отлично гасит. В данном случае выходом послужит использование специальных перчаток.
Уплотнение щебня виброплитой
Использование виброплиты или вибротрамбовки актуально при глобальных объемах. С помощью техники выполнение процесса возможно и в труднодоступных местах, и на участках, расположенных у стен построек.
- Оборудование компактное, надежное и мобильное. Простая эксплуатация и высокая оперативность позволяют выполнить работы с максимальным качеством в сжатые сроки. Для бытовых нужд применяют виброплиты весом от 60 до 120 кг.
- Принцип действия заключается в вибрации плиты, получаемой за счет вращающихся эксцентриков. Трамбовка происходит путем передачи ударных колебаний и энергии от опорного башмака к щебню.
- Наличие амортизаторов позволяет гасить механические колебания, идущие в верхнюю часть оборудования, таким образом, обеспечивая защиту и двигателю, и оператору. Оборудование оснащено рычагом переключения скорости, что дает возможность регулировать мощность хода.
- По способу движения различают одноходовые и реверсивные (с возвратно-поступательными движениями) устройства. Последний вариант характеризуется повышенной функциональностью и эффективностью. С их помощью трамбовка проводится без циклического перемещения по обрабатываемой поверхности.
- Двигатель может работать как на жидком нефтепродукте (бензин или дизельное топливо) или посредством подключения к электрической сети. Агрегаты с электродвигателем имеет малый вес (до 100 кг). Они широко применяются при работах, где не предъявляются высокие требования к уплотнению материала.
- Такое оборудование можно приобрести в специализированных магазинах либо с рук, как говорится б/у. Наиболее выгодным вариантом является аренда техники, которая обойдется гораздо дешевле.
- В любом случае, важно соблюдать условия эксплуатации, которые продлят срок службы и предотвратят выход из строя. Перед началом следует внимательно изучить инструкцию по применению, ознакомиться с правилами безопасности.
- Регулярно проводимая смазка отдельных элементов, чистка воздушного фильтра, замена масла поможет сохранить все технические показатели оборудования.
Альтернативные варианты уплотнения щебня
Для этих целей можно использовать и самодельные устройства по принципу действия схожие с механизированным оборудованием. Здесь понадобится старое металлическое корыто, труба, песок и сварочный аппарат.
- К емкости под наклоном приваривается ручка из отрезка трубы, к верхней части фиксируется перпендикулярно расположенная арматура. Дно корыта желательно дополнительно усилить, приварив к нему лист железа.
- Наполнив приспособление песком, в итоге получим универсальное ручное приспособление наподобие асфальтового катка. Устройство передвигают за рукоять в заданном направлении, и вследствие своего немалого веса произойдет уплотнение щебенки. В эксплуатации оно довольно простое, но потребует определенной сноровки и опять же физической силы.
- Второй способ актуален для трамбовки насыпного материала на просторной площадке, лишенной зеленых насаждений, беседки, забора или других препятствий. Технология предполагает наличие автомобиля, с помощью которого и осуществляется уплотнение песка щебня.
- Слой гравия распределяется по всей поверхности лопатой или граблями. Затем садимся за руль и начинаем методично ездить по подготовленной площадке в различных направлениях (вдоль, поперек и по диагонали) пока не получим требуемый результат.
- Если в процессе образуется колея, то на данном участке подсыпается щебенка, поэтому немного материала необходимо оставить под засыпку. Далее трамбовка продолжается вышеуказанным методом. Конечно, такой способ ручным не назовешь, но все же уплотнение производится собственными силами без привлечения строительных бригад или приобретения спецоборудования.
- Контроль уплотнения щебня важен при любых строительных работах, осуществлять его для галочки и тем более пренебрегать им не стоит. Это придает надежности и стабильности постройкам или дорожному покрытию, а также обеспечивает безопасность при эксплуатации.
- По окончанию работ определение уплотнения щебня производится специальным прибором.
- Заранее следует провести анализ грунта, уровень пролегания грунтовых вод. Именно от данной информации зависит качество работ. В противном случае даже при самом эффективно проведенном уплотнении нельзя быть уверенным, что в дальнейшем не произойдет проседание, которое, в свою очередь, повлечет непредсказуемые последствия.
Все, что необходимо знать о ручных трамбовках
- Особенности
- Какими бывают?
- Советы по эксплуатации
- Как сделать своими руками?
- Подготовка бруса
- Создание башмака
- Закрепление башмака
- Установка ручки
При строительстве и эксплуатации загородного дома нередко возникает потребность в уплотнении слоёв грунта или щебня. Например, часто требуется отремонтировать тротуарную дорожку, поднять пол в сарае или выполнить другую работу, связанную с грунтом.
Чтобы не тратиться на покупку дорогостоящих трамбовок, предназначенных для выполнения подобных работ, можно сделать инструмент своими руками. Стоит подробнее рассмотреть, что из себя представляет ручная трамбовка, какие у неё есть особенности, и как правильно её собирать, чтобы она прослужила долго.
Особенности
Не всегда бывает возможна механизированная укладка грунта. Прежде чем приступать к изготовлению трамбовки, следует изучить особенности работы инструмента со щебнем и песком. Начинающие строители не всегда понимают, зачем необходимо трамбовать щебень, однако здесь есть несколько нюансов.
- Из-за того, что щебень получают посредством дробления более крупных камней, в результате полученные частицы имеют разную форму и размеры. В связи с этим в процессе укладки подстилающего слоя происходит неплотное прилегание элементов друг к другу. Таким образом, для достижения требуемой прочности слоя требуется ещё одна трамбовка.
- Когда будет выполнено уплотнение, толщина выстеленного щебня уменьшается. Предварительную толщину такого основания определяют расчётом, в котором учитывают требуемые нагрузки.
- Уплотнение щебня даёт более прочную основу, способную выдерживать внушительные нагрузки. Интересно, что в случае укладки материала на скалистый грунт трамбование не потребуется – достаточно разровнять гравий в недоступных для трамбовки местах.
Дополнительно в процессе обработки щебёночного материала следует проводить расклинцовку – деление гравия на фракции. Для этого потребуется сначала выложить слой более крупных камней и утрамбовать его вручную, затем – материала средней фракции, который также необходимо будет уплотнить. Самый верхний щебёночный слой должен включать мелкофракционные частицы. Его нужно разровнять и пройтись трамбовкой.
Что касается особенностей использования трамбовки для уплотнения песка, то у процедуры есть ряд нюансов, которые необходимо учитывать. Для организации прочного и долговечного основания рекомендуется задействовать материал гравелистого типа средней или мелкой фракции. Однако при возведении монолитной конструкции стоит выбирать речной песок, который впоследствии также потребуется утрамбовать.
Чтобы не допустить размывание будущего основания, необходимо перед засыпкой песка выложить дно геотекстилем. Сам песок требуется просеять, чтобы избавиться от посторонних примесей, которые могут негативно отразиться на составе основания.
50% успешной укладки гравийно-песчаной подушки зависят от оборудования, поэтому важно собрать надёжную ручную трамбовку.
Какими бывают?
Ручная трамбовка – особый инструмент, предназначенный для выполнения небольшого объёма работ. В зависимости от размеров, высоты и других функциональных особенностей трамбовки выделяют следующие виды подобного оборудования:
- для тротуарной плитки или асфальта;
- для гравия, песка;
- для бетона.
Стоит отметить, что в основном ручные трамбовки используют для надёжного уплотнения песчаных оснований. В результате проводимых работ удаётся получить качественный слой песчаной подушки, которая впоследствии сможет принять большие нагрузки.
При выборе инструмента трамбовщику стоит обратить внимание на перечисленные факторы.
Советы по эксплуатации
В эксплуатации ручных трамбовок нет никаких сложностей, если в них не использован двигатель. Другое дело, когда инструмент представляет собой виброплиту, посредством которой уплотняют щебень, песок или другую поверхность.
Основные советы по работе с трамбовками в виде вибрационной плиты для уплотнения бетона.
- Перед тем, как приступить к работе, рекомендуется провести тщательный осмотр плиты на наличие неисправностей. Особое внимание стоит уделить кожуху ременной передачи, так как он обеспечивает защиту двигателя от пыли.
- Участок, который планируется уплотнить, следует очистить от мусора и хорошо выровнять. Не рекомендуется работать вибрационной трамбовкой на мокрой или пересушенной поверхности, так как инструмент может быстро выйти из строя.
- Оператор устройства должен стоять позади инструмента и вести его. Склоняться над устройством или пытаться самостоятельно ускорить ход работы инструмента нельзя.
- Для управления вибрационной трамбовкой стоит взять специальную ручку, за счёт которой удастся вовремя повернуть инструмент в нужную сторону.
Стоит также отметить, что в процессе эксплуатации устройства следует регулярно проводить замену расходных материалов: масла, накладок, кожухов и других элементов.
Если это не предусмотреть, инструмент быстро выйдет из строя.
Как сделать своими руками?
Чтобы сделать трамбовку самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о материалах и инструментах, которые могут пригодиться в процессе сборки изделия. Наиболее востребованный материал – деревянный брус квадратного сечения, стороны которого имеют размеры 100-150 мм. Круглые брёвна не подойдут, так как ими невозможно уплотнить грунт в углах.
Для сборки трамбовки совсем не обязательно брать новый пиломатериал. Вполне сойдёт уже использованный брусок, если в дереве отсутствует гниль или расколы. При выборе подходящего обрезка рекомендуется также обратить внимание на его вес: важно, чтобы трамбовку было удобно поднимать.
Что касается высоты будущего инструмента, то следует подбирать брус, который будет доставать до пояса или груди, что обеспечит удобство использования. Если опыта работы с подобным изделием нет, лучше взять брус подлиннее и при необходимости в процессе эксплуатации укоротить его.
Дополнительно потребуются:
- стальная пластина толщиной 2 мм;
- круглая палка из берёзы;
- саморезы, шурупы, другие крепежи;
- клей.
Сборка самодельной трамбовки проводится в несколько этапов. Первый этап – разработка чертежа и схемы будущей трамбовки с нанесением необходимых размеров и указаний по выполнению работ.
Следующие этапы.
Подготовка бруса
Работа подразумевает отпиливание торцов заготовки под прямым углом. Дополнительно стоит подогнать торцы рубанком под квадрат и снять с каждого ребра фаску, ширина которой не превышает 5 мм. Это делается для того, чтобы использование трамбовки было максимально удобным и безопасным.
Создание башмака
Чтобы это сделать, необходимо сначала перенести размеры на подготовленный стальной лист. Сделать это можно с помощью мела. Далее нужно будет вырезать заготовку и удалить заусеницы, предварительно зажав деталь посредством тисков. Когда действие будет сделано, необходимо предусмотреть отверстия для шурупов. Также потребуется сделать углубления для шляпок и воспользоваться наждачкой, чтобы очистить поверхность для более плотного прилегания крепежей. Чтобы собрать башмак, необходимо с помощью тисков согнуть обозначенные крылья.
Закрепление башмака
Когда второй этап будет выполнен, стоит проверить, насколько прочно сидит накладка из стального листа. Если посадка ненадёжная, нужно подбить металл или подточить древесину. Важно, чтобы каждая плоскость башмака плотно прилегала к торцу. Окончательное крепление элемента производится посредством использования шурупов.
Установка ручки
Чтобы выполнить монтаж ручки, необходимо сначала наметить её центр, куда впоследствии войдёт сверло. Метка должна находиться примерно в 100 мм от верхнего торца. Для просверливания отверстия рекомендуется подбирать сверло на 2 мм меньше выбранной рукоятки. Когда отверстие будет сделано, останется подточить древесину и попытаться поставить ручку. Если возникает необходимость исправить ситуацию, можно остругать палку, чтобы ручка встала надёжно в подготовленное для неё место. Забивать ручку молотком не рекомендуется во избежание появления трещин или сколов на древесине. Как только нужное положение будет достигнуто, ручку нужно прикрепить. Делается это с помощью нанесения клея на стенки предварительно просверленного отверстия. Ручку выставляют по меткам и вытирают излишки клеящего состава. Положение ручки дополнительно фиксируется длинным шурупом.
После того, как клей высохнет, можно проверить прочность ручки. Если элемент держится крепко, владелец ручной трамбовки может приступить к её использованию. После выполнения работ рекомендуется тщательно очистить трамбовку от пыли.
Хранить инструмент следует в закрытом от осадков месте.
О том, как сделать ручную трамбовку для уплотнения грунта из металла, вы можете узнать из видео ниже.
Как залить пол в гараже своими руками?
Оставить в гараже земляной пол – самое простое, но не лучшее решение. Земля превращается в грязь в мокрую погоду и пылит в сухую, промерзает зимой, впитывает все пролитые технические жидкости вместе с их запахами. Оптимальный вариант – покрытие из бетона. Оно обладает целым рядом достоинств, и, что немаловажно, вполне возможно сделать бетонный пол в гараже своими руками.
Особенности бетонирования
По сравнению с бетонными полами в других помещениях, покрытие для гаража имеет три важных нюанса.
- Даже малолитражный легковой автомобиль весит не меньше тонны, а внедорожник – порядка двух. То есть бетонный пол в гараже будет подвергаться постоянным значительным нагрузкам, и его обязательно усиливают при помощи армирующей сетки.
- Из тех же соображений бетонная стяжка должна иметь значительную толщину. При нагрузке на пол, которую оказывает легковой автомобиль, толщина покрытия должна составлять 100 мм – при условии, что произведено качественное армирование. Если же в гараже будет стоять внедорожник или микроавтобус, эта цифра увеличивается до 150 мм.
- В климате с холодными зимами, если гараж не отапливается постоянно, бетон промерзает. С приходом весны начинается его оттаивание, из-за чего в гараже увеличивается влажность. Особенно опасно это для днища автомобиля: во время стоянки в гараже на нем скапливается конденсат, провоцирующий коррозию. Чтобы этого избежать, бетон покрывают влагонепроницаемым материалом.
При соблюдении всех вышеназванных условий бетонный пол будет иметь следующие плюсы:
- долговечность и износостойкость;
- устойчивость даже к неравномерным нагрузкам, а также механическим повреждениям;
- отсутствие искрения (пожаробезопасность);
- легкое устранение загрязнений, в том числе от технических жидкостей автомобиля.
Порядок выполнения работ
Ниже приведена пошаговая инструкция, как правильно залить пол в гараже.
Рытье котлована
Глубина котлована должна составлять 30 см относительно намеченного уровня пола. После рытья землю тщательно утаптывают. Важно убрать весь плодородный грунт с семенами растений, которые могут разрушать покрытие снизу.
В умеренном климате целесообразно утеплить пол плитами из пенопласта, уложенными под арматурную сетку выше гидроизоляции. В этом случае котлован роют глубже еще на 10 см.
Создание подушки
Для подушки следует использовать только материалы, которые можно плотно утрамбовать: битый кирпич и подобные строительные отходы не годятся. Самый надежный вариант включает в себя (снизу вверх) слой глины в качестве дополнительной гидроизоляции, слой речного песка и слой мелкого щебня или керамзита. Песок и щебень укладывается за несколько заходов, каждая порция утрамбовывается, а песок еще и поливается водой. Подушку закупоривают тонким слоем бетона и оставляют на 2-3 дня улечься.
Гидроизоляция
Бетонное основание промазывают расплавленной битумной смолой и укладывают внахлест полосы рубероида. К стенам по всему периметру приклеивают кромочную ленту так, чтобы ее высота превышала нулевую отметку на несколько сантиметров: после укладки пола излишки будут отрезаны.
Армирование
Прутья сечением около 8-9 мм укладываются на подставки (например, кирпичи) внахлест с шагом 15 см и перевязываются проволокой.
Установка маяков
Идеальное выравнивание покрытия для гаража не так актуально, как в жилом доме, поэтому можно сэкономить на маячковом профиле и использовать деревянные бруски. Их устанавливают с отступом 20 см от стен и далее через интервал на 10-15 см меньше длины правила. Маяки выравнивают по нулевому уровню.
Некоторые источники советуют устанавливать маяки с небольшим уклоном к воротам, чтобы конденсирующаяся весной вода стекала к выходу. Однако это сомнительное решение: в период таяния нередки ночные заморозки, и скопившаяся вода может к утру превращаться в лед и блокировать ворота.
Заливка
Для приготовления смеси идеально подойдет сухой бетон weber.vetonit S 100. Он обладает высокой влаго- и морозостойкостью, а также устойчив к вибрациям, что для пола в гараже является важным плюсом. Бетон укладывается слоями, пока не достигнет уровня чуть выше маяков, и выравнивается правилом.
Застывание
Весь период застывания стяжку берегут от сквозняков и резких перепадов температур, поэтому залить бетонный пол лучше в теплую пору года. В течение 3-7 дней в зависимости от температуры на улице (чем жарче – тем дольше) стяжку поливают небольшим количеством воды и накрывают полиэтиленом. Спустя сутки можно доставать маяки и заделывать образовавшиеся швы смесью. Пользоваться гаражом допускается через месяц после заливки.
Возможные проблемы и способы их решения
Неприятная особенность необработанного бетонного покрытия – от поверхности весь срок эксплуатации отслаивается мелкодисперсная пыль. Избавиться от этого можно облицовкой плиткой, однако если такие дополнительные расходы не планируются, эффективной окажется трудоемкая, но несложная и почти не требующая финансовых вложений технология железнения. На 3-4 день после укладки в стяжку при помощи металлической терки втирают сухой цемент с добавкой мелкого кварцевого песка или стальной фибры. Полировку продолжают до тех пор, пока поверхность не станет гладкой до блеска. Помимо обеспыливания, железнение выполняет функцию уплотнения верхнего слоя.
Еще один недостаток бетона: за счет пористой структуры он впитывает довольно много влаги. Исправить ситуацию помогут жидкие гидрофобизаторы. Их наносят на весь пол равномерным слоем при помощи кисти или валика согласно нормам расхода, указанным в инструкции производителя. Жидкость проникает в поры бетона, застывает и закупоривает их, существенно снижая гигроскопичность.
Если автомобиль в гараже не только хранится, но и ремонтируется, на полу со временем неизбежно появляются сколы и микротрещины. Необходимо регулярно осматривать покрытие и устранять повреждения, пока разрушение не пошло дальше. Заделывать дефекты лучше специально разработанным для этого составом – например, weber.vetonit S 30.
Заключение
Заливка пола в гараже бетоном своими руками не требует очень высокой квалификации и окажется под силу любому, кто имеет хотя бы небольшой опыт работы с цементными растворами. Главное условие отличного результата – должным образом относиться к каждому из этапов и тщательно соблюдать технологию. В этом случае вы получите качественное и безопасное покрытие, которое прослужит долгие годы.
Как Утрамбовать Грунт Без Виброплиты
Как утрамбовать песок? Обзор способов
Трамбование требуется для возведения на грунте, засыпке подушки под фундамент (на всякий почве), устройстве песочного слоя для пола, укладке тротуарной плитки. Его выполняют либо вручную (с помощью самодельного или инструмента фабричного производства), либо механизированным методом, с применением различных виброприспособлений. При работе с оборудованием, действующем за счет передачи сильных механических колебаний, обязательно использование защитных средств для органов слуха и зрения, а также специальных перчаток, обуви и одежды.
Цель — получить плотный слой, не подверженный пучению, усадке, сжатию, создать надежную опору для фундамента, пола, дорожного покрытия. По технологии обычно делают несколько проходов по всей поверхности, затем визуально оценивают качество уплотнения. Хорошо утрамбованный материал не проваливается при наступании на него.
Где нужно трамбование песка?
1. Песчаный грунт.
Главная отличительная особенность заключается в том, что он плохо удерживает воду. Поэтому данный тип почв не подвержен морозному пучению, а значит подходит для зданий, в том числе жилых, но только одноэтажных или очень легких. Пучинистые почвы в зимнее время начинают выталкивать фундамент. Это связано с тем, что содержащаяся в них вода замерзает и расширяется. Такие почвы, в отличии от песчаных, для строительства мало или совсем непригодны. Их, а также слабые грунты часто полностью снимают и заменяют на песок. В любом случае при подготовке к монтажу фундамента требуется тщательное трамбование вручную или с применением специальных инструментов.
В процессе участок проходят трижды. Если после третьего раза достичь нужного результата не удалось, то делают тоньше слой. При уплотнении песка, в том числе при подготовке почвы, необходимо смачивать его, но умеренно. Сухой сыпучий материал не скрепляется, а слишком влажный невозможно качественно утрамбовать. Проверить степень увлажнения просто — если при сжатии в руке он не слипается в комок и не сыплется, то можно приступать к работе. В жаркое время года смачивать поверхность придется постоянно, так как она быстро высыхает.
2. Песчаная фундаментная подушка.
Фундаментную подсыпку используют при строительстве легких строений: каркасных, пеноблочных или одноэтажных из более тяжелых материалов. Для монтажа оснований многоэтажных зданий она не подходит, так как не отличается высокой несущей способностью.
Для устройства фундаментной подушки пригоден крупный речной или мытый карьерный песок. Покупать более дешевый (немытый) не стоит. Разница в цене несущественная, но при этом в грязном большое содержание примесей, прежде всего глины, что плохо влияет на прочность основания строения.
Положительные характеристики фундаментной подушки:
- простота изготовления — обычная засыпка, без применения сложной техники;
- доступность — песок легко купить с доставкой в любом регионе;
- низкая цена;
- хорошо снижает нагрузку на почву;
- простота уплотнения даже вручную.
Применять для почв с высоким уровнем вод не желательно. Если этот материал — единственный возможный вариант, то на дно траншеи или котлована настилают геотекстиль. Толщину пласта подбирают с учетом предполагаемой нагрузки, типа грунта. Песок насыпают послойно, увлажняют (но не заливают водой) и плотно трамбуют.
Ручная трамбовка. хороший инструмент. Личный опыт
Ручная трамбовка, устройство, приемы работы, производительность. Трамбовка песка при устройстве полов.
Трамбовка под укладку брусчатки в ручную
трамбовка под укладку брусчатки в ручную.
3. Подстилающий слой для пола.
При устройстве в домах по грунту обязательно устраивают нежесткий подстилающий слой. Он включает в себя две прослойки. Их насыпают поверх гравия или щебня, каждый слой увлажняют и трамбуют. Для подсыпки используют, как и под фундамент, песок речной или мытый карьерный. Для достижения равномерности толщины устанавливают колышки, после их убирают.
4. Укладка тротуарной плитки.
При мощении пешеходных дорог, аллей и площадок тротуарной плиткой также обязательно применяют подсыпку из песка. Из нее делают первый и завершающий слои подушки под брусчатку. Между ними в качестве прослойки используют щебень. Все слои пирога под плитку по требованиям технологии плотно трамбуют, для достижения наилучшего результата периодически увлажняют.
Для подсыпки берут просеянный речной материал. Толщину его слоев определяют в зависимости от глубины траншеи, высоты элемента дорожного покрытия. Часто приходится снимать грунт на большую глубину из-за пучинистости, других проблем, не позволяющих почве стать надежной основой под монтаж тротуарной плитки. В этих случаях песка необходимо подсыпать много и тщательно трамбовать его. Финишный слой делают примерно в 7 см, часто в него добавляют сухой цемент.
Приспособления для трамбовки
Изготавливают из металла, оно весит от 5 до 10 кг. Состоит из рукоятки и основания («лапы») — пластины размером примерно 20 х 25 см или швеллера (чем меньше габариты этой детали приспособления, тем больше сила удара). Рукоять инструмента прямая (в виде трубы) или Т-образная, с двумя ручками по бокам. При необходимости ручную трамбовку со швеллером можно утяжелить, залив цементом.
Если есть необходимость сэкономить, то несложно сделать приспособление самостоятельно. Два варианта изготовления:
- Сделать рукоять из тяжелого деревянного бруса длиной около 1 м и снизу прибить к нему «лапу» из прочной доски.
- Купить отдельно готовую пластину (стоит около 1000 рублей) и насадить ее на черенок от лопаты или металлическую палку.
Для уплотнения грунта и сыпучих материалов, в том числе песка, на ограниченном пространстве используют «виброногу». Двигатель этого устройства работает на бензине или дизельном топливе. В основании аппарата расположена пластина «пята» шириной от 15 до 30 см и длиной около 33 см. Вибротрамбовки также различаются по мощности. Принцип действия основывается на вертикально направленной силе, как у ручного приспособления, но эффективность намного больше. Этот вид техники применяют на площадках, где невозможна эксплуатация крупногабаритного оборудования: виброплит и виброкатков.
Для работ на большой площади, при условии наличия возможности свободного перемещения, подходит трамбовка с использованием виброплиты. Этот аппарат состоит из двигателя, корзины с центральным валом, «пяты» или «башмака» и направляющей рукоятки. Агрегат движется вперед и назад, передавая частицам песка сильное механическое колебание (вибрацию), за счет чего и происходит уплотнение.
Виды оборудования для грунта и сыпучих материалов с плитным основанием:
- бензиновые;
- дизельные;
- гидравлические;
- электрические;
- с дистанционным управлением.
по весу. Для песка подходят самые легкие.
Для самых больших объемов работ используют виброкатки. Их виды:
- с ручным управлением за счет направляющей рукоятки;
- самоходный с кабиной для оператора одновальцовый (сзади на колесном ходу);
- с кабиной двухвальцовый;
- траншейный с дистанционным управлением.
Устройство качественного виброкатка позволяет осуществлять уплотнение и по краям площадки, то есть применение дополнительного оборудования (ручной или вибротрамбовки) не требуется.
Цена услуг профессиональных строителей по уплотнению песчаного грунта или подсыпки из песка — от 90 до 600 рублей за м2. Если площадь, которую необходимо утрамбовать, большая, или речь идет о постоянных работах, то нужно сопоставить эти расценки со стоимостью оборудования. Во многих случаях целесообразно приобрести приспособление или взять его в аренду и выполнить все самостоятельно.
Как утрамбовать щебень: методы и технология уплотнения
Обязательной операцией при укладке подготовительных слоев из щебня является их уплотнение. Процесс позволяет увеличить прочность щебеночного основания и его способность противостоять статическим и динамическим нагрузкам. Трамбовка может производиться ручными и механизированными способами.
Щебень – популярный строительный материал, применяемый при производстве бетонных смесей и для отсыпки оснований фундаментов и дорог. Поскольку щебневые зерна, получаемые дроблением горных пород, имеют произвольную форму, между ними образуются пустоты, которые снижают прочность основания. Обязательной операцией при укладке подготовительных слоев из щебня является их уплотнение, которое может производиться ручными и механизированными способами. После трамбовки теряется подвижность зерен, размер воздушных пустот сокращается, а, следовательно, увеличивается прочность щебеночного основания, его способность противостоять статическим и динамическим нагрузкам. Исключением является ведение работ на скалистых грунтах. В этом случае щебень насыпают на грунт и тщательно разравнивают его.
Как утрамбовать щебень вручную без применения виброплиты
Ручное уплотнение актуально при осуществлении небольших объемов ремонтно-строительных работ. Для его выполнения используют различные приспособления:
- К деревянному брусу сечением 100х100 мм (или 150х150 мм) сверху прибивают горизонтальные бруски, выполняющие функции ручек. Его нижнюю часть обивают стальным листом. Такое приспособление поднимают вверх и резко опускают на щебневую поверхность. Из-за небольшой площади соприкосновения приспособления и щебневого слоя работы продвигаются медленно.
- К нижней части бруса сечением 100х100 мм крепят металлический оголовок. Это более эффективный вариант по сравнению с инструментом, описанным выше.
- Прочным и эффективным является металлический инструмент, предназначенный для трамбовки щебня своими руками, – стойка и подошва, сваренные между собой. Но работать им сложно, поскольку металл, в отличие от дерева, вибрации не гасит. В этом случае на помощь приходят специальные виброгасящие перчатки.
Еще один способ, как самостоятельно утрамбовать щебень на площадке, – использовать легковой автомобиль:
- На площадку засыпают щебеночный слой, тщательно его разравнивают.
- На автомобиле перемещаются по площадке в разные стороны до тех пор, пока щебневое основание не будет равномерно утрамбовано.
- Если в некоторых местах образовались неглубокие колеи, их засыпают щебнем, а затем продолжают трамбовку площадки автомобилем.
Уплотнение щебня виброплитой
Виброплиты – достаточно производительное, компактное и мобильное оборудование, с помощью которого можно уплотнять значительные площади. Трамбовка щебня виброплитой осуществляется передачей ударных колебаний щебневому слою. По типу двигателя различают следующие типы этого оборудования:
- Электрические. Такие модели обеспечивают невысокий уровень шума и отсутствие выхлопных газов, поэтому их можно использовать даже в помещениях. Ограничение по их применению – необходимость присутствия источника электропитания.
- Бензиновые. Это автономное оборудование, более производительное, тяжелое и дорогое по сравнению с электрическими моделями.
- Дизельные. Мощные дизельные агрегаты обеспечивают высокую производительность, отличаются значительным ресурсом и способностью работать длительное время без перерыва.
По массе виброплиты бывают легкие – до 75 кг, средние – до 200 кг, среднетяжелые – до 400 кг. По количеству направлений движения оборудование бывает одноходовым, способным двигаться только в одну сторону и реверсным, которое может передвигаться вперед и назад.
Трамбовка щебня самоходным катком – наиболее производительный метод уплотнения щебеночного основания
Каток – высокопроизводительная дорожно-строительная машина, применяемая для уплотнения щебня и других сыпучих материалов. Это оборудование может быть статическим (в этом случае уплотнение происходит только за счет массы самой машины) и вибрационным (когда к массе техники добавляется ударное вибрационное воздействие). Рабочие органы самоходных катков – вальцы. Могут быть гладкими, кулачковыми, в виде решеток, на пневматических шинах.
При уплотнении щебневой прослойки в дорожных одеждах необходимо правильно выбирать массу катка. Слишком тяжелая техника может продавить трамбуемый материал и повредить расположенные ниже слои.
Как уплотнить щебень методом расклинцовки
При необходимости утрамбовать щебень максимально плотно применяют метод расклинцовки, для осуществления которого требуется сыпучий материал мелких (5-10 мм) и крупных (40-70, 80-120 мм) фракций. Этапы расклинцовки:
- Укладывают слой крупнофракционного материала.
- Уплотняют щебневый слой виброплитой или виброкатком.
- Засыпают мелкофракционный слой (клинец) и проводят повторную трамбовку.
- При необходимости насыпают слой самой мелкой фракции и снова уплотняют его.
В результате этого процесса происходит так называемая заклинка, которая заключается в проникновении мелких зерен в пустоты между крупными зернами. Наиболее эффективное уплотнение достигается тремя расклинцовками. Для снижения трения между щебневыми частицами и облегчения процесса зерна проливают водой.